Ансамбль Кирилло-Белозерского монастыря
«Казанская башня» (1658-1659 гг.) Ансамбля Кирилло-Белозерского монастыря (Вологодская область, г. Кириллов, Кирилло-Белозерский музей-заповедник).
«Церковь Владимирская, 1799 г.»,
Липецкая область, Данковский район, с. Баловнево
Историческая справка.
Село Баловнево находится в семи верстах к юго-западу от города Данкова, бывшего в Рязанской губернии (ныне Липецкой области).
Существующий в настоящий момент усадебный комплекс сложился в последней четверти XVIII — начале XIX века. Строительство его начато Матвеем Васильевичем Муромцевым (1734 —1799), генерал-поручиком, первым тульским губернатором.
Владимирская церковь была построена в 1797—1823 годах. Автором проекта ряд исследователей считают В.И. Баженова (1738–1799).
Храм представляет редкий тип объемно-пространственной композиции раннего классицизма – двухколоколенную церковь с двухъярусным световым барабаном. К подобному типу принадлежит, в частности, Троицкая церковь в подмосковном имении фельдмаршала П.А. Румянцева Троицкое-Кайнарджи, авторство проекта которой И.Э. Грабарь связывал с именем В.И. Баженова. Прямоугольный в плане объем храма, обогащенный с севера и юга четырехколонными портиками тосканского ордера венчает двухъярусный барабан. Первый ярус – глухой восьмигранный, второй представляет собой круглый в плане световой барабан, перекрытый плоским куполом с малым глухим барабаном главки. Западный фасад фланкирован двумя четырехъярусными симметричными колокольнями (первый и второй ярусы квадратные в плане, третий и четвертый – круглые. Колокольни увенчаны шпилями). Фасады первого и второго яруса колоколен обработаны сдвоенными пилястрами тосканского ордера. С северо-запада и юга фасады первого яруса колоколен венчают треугольные фронтоны. Третий и четвертый ярусы колоколен обработаны трехчетвертными колонами (в третьем ярусе), и полуколоннами (в четвертом ярусе) тосканского ордера. Третий и четвертый ярус прорезаны по сторонам света арочными проемами звона с венчающими замковыми камнями. Центральный ризалит западного фасада. Увенчанный треугольным фронтоном, акцентирован на уровне первого яруса овальным в плане объемом тамбура, обработанным четырьмя колонами тосканского ордера. На уровне второго яруса ризалитную часть западного фасада прорезают большая полуциркульная ниша. Двусветный первый ярус храма по фасадам прорезан на уровне первого света прямоугольными с полуциркульным завершением оконными проемами, на уровне второго света – круглыми оконными проемами. Подобным образом оформлен второй ярус колоколен. На уровне нижней части центрального ризалита западный фасад прорезан тремя прямоугольными с полуциркульным завершением оконными проемами. Второй световой ярус барабана. Обработанный пилястрами тосканского ордер, прорезан квадратными с полуциркульным завершением оконными проемами, декорированными наличниками зубчатого рисунка. Обработанный по углам пилястрами тосканского ордера восьмигранный объем нижнего глухого барабана декорирован по периметру фасада двумя полосами геометрического белокаменного декора. Все основные архитектурные детали, включая карнизы, импосты, капители и базы колонн выполнены также из белого камня. Линии карнизов храма, включая световой барабан и колокольни декорированы мотивами сдвоенных, строенных и одинарных кронштейнов-дентикул.
А.Ю. Клоков в статье «Баловнево. Усадьба Муромцевых» так описывает интерьер храма:
Интерьеры храма необычны. Храмовая часть, круглая в плане, с северозападной и юго-западной сторон имеет глубокие ниши. В южной нише начинается каменная винтовая лестница на хоры, расположенные в большой нише западной стены, в верхней части первого яруса. Хоры увеличены за счет кованого балкона, свод их находится на уровне карниза, разделяющего первый и второй ярусы восьмерика.
В северной нише располагался камин, отделанный белыми рельефными изразцами и чугунным литьем. Это место в храме предназначалось для владельца. Почти половину площади храмовой части занимал, алтарь и невысокая, в одну ступень, солея. Пол по диагонали в черную и белую клетку выстилали небольшие каменные плитки. Стены первого и второго ярусов украшены пилястрами с капителями коринфского ордера. Первый, второй и третий ярусы отделялись друг от друга массивным лепным карнизом. Несохранившийся иконостас, по всей видимости, был не выше первого яруса храма. Росписи нижнего яруса также не сохранились. Во втором ярусе, между пилястр, на всю высоту яруса были выполнены изображения апостолов. На алтарной стене — огромная икона «Тайная Вечеря», а напротив, над хорами — рельефное изображение Святой Троицы, окруженное сиянием. Над ним — большая икона, напоминающая картину Иванова «Явление Христа народу».
Обширная трапезная храма поделена на три нефа двумя рядами колонн с капителями коринфского ордера. В ней размешены два дополнительных престола, а в юго-западном углу — крестильня. Трапезная теплая, с гипокаусным отоплением. По боковым стенам нартекса расположены два входа. Один — под правую колокольню, где расположена лестница, ведущая вниз, в фамильный склеп Муромцевых, под юго-западную часть трапезной. Второй вход ведет на винтовую лестницу левой колокольни, по которой можно подняться до второго яруса, в коридор, ведущий на балкон, винтовую лестницу правой колокольни и чердак. До последнего времени на чердаке сохранялись остатки опор стропильной системы в виде мощных мауэрлатов, связанных через чугунные башмаки круглыми стержнями с винтовыми натяжками. Каждый мауэрлат состоял из двух брусьев квадратного сечения, лежащих на стене параллельно и воспринимавших распорные усилия огромных стропильных ног.
Владимирская церковь – незаурядный образец культового зодчества эпохи раннего классицизма на территории Липецкой области.
ООО «Промпроект» проведена комплексная реставрация всех частей и элементов, образующих композиционную структуру памятника.
В первую очередь произведена вычинка кирпичной кладки стен.
Кроме работ по вычинке, проведены работы по восстановлению утраченных и укреплению сохранившихся частей белокаменной декоративной отделки фасадов. Декоративная отделка представлена на всех фасадах в виде системы карнизов, фронтонов, фасадных деталей в плоскости стен, выполненных их тесаных белокаменных блоков различных размеров. Некоторые участки, особенно в районе венчающего карниза Ротонды, нуждались в почти полном восстановлении. Проведены работы по восстановлению всех крылец, которые находились в неудовлетворительном техническом состоянии.
После восстановления конструкции и покрытия крылец выполнялись работы по реставрации колонн портиков.
Все утраченные декоративные элементы отделки фасадов восстанавливались по сохранившимся аналогам. При теске новых элементов, качество и манеру отделки лицевой поверхности белого камня воспроизводилась исходя из сохранившегося аналога, соответствующего каждой детали.
В соответствии с проектом реставрации была произведена реставрация и восстановление всех утраченных элементов и деталей внутренней отделки памятника.
После проведения работ по вычинке кладки стен в помещениях, выполнена реставрация и воссоздание штукатурной отделки. Гипсовые лепные и скульптурные элементы восстанавливались по следам и на основании историко-библиографических фотоматериалов.
В помещениях нартекса, трапезной и церкви, сохранились фрагменты полов. Выстилка полов из метлахской плитки находилась в аварийном состоянии и требовала частичной замены. Для замены были изготовлены штучные элементы.
Проведены работы по восстановлению всех столярных заполнений оконных и дверных проемов.
Выполнены работы по восстановлению всех лестниц, в том числе на колокольни, хоры и ведущую в усыпальницу Муромцевых.
«Казанская башня» (1658-1659 гг.) Ансамбля Кирилло-Белозерского монастыря (Вологодская область, г. Кириллов, Кирилло-Белозерский музей-заповедник).
ООО «Промпроект» выполнила комплекс реставрационных работ на двух объектах Свято-Боголюбского епархиального женского монастыря: Успенский собор (Собор Боголюбовской иконы Божией Матери), 1886 г., Надвратная церковь (Святые ворота с надвратной Успенской церковью и колокольней), 1841 г.
Церковь Спаса Всемилостивого по сведениям церковной описи построена в 1716 году
Цейхгауз (артиллерийский магазин)
Консистория (Астраханский судный духовный приказ)
Гауптвахта
Реставрационные работы памятников истории Белого города
В северной части Суздаля, на выезде из него, раскинулся основанный в 1352 году святым Евфимием – сподвижником святого Сергия Радонежского мужской Спасо-Евфимиев монастырь.
На перекрёстке улиц Советской и Калинина до сих пор можно увидеть сохранившуюся часть некогда обширного комплекса Благовещёнского женского монастыря
Трехарочный кирпичный мост через ров расположен в западной части древнего городища и восточным своим концом выходит в начало улицы III-Интернационала.
Ансамбль Иосифо-Волоцкого ставропигиального мужского монастыря, XVI-XVII вв
Мемориальный комплекс в память обороны Ленинграда в 1941-1945 годах - «Зелёный пояс Славы Ленинграда»
ООО «Промпроект», в период с июля 2016 года по сентябрь 2017, проводит реставрационные работы.
ООО «Промпроект» за период с января 2014 года по июль 2015 года были проведены комплексные реставрационные работы
В XYI в. Смоленск был одним из крупнейших русских городов, важным форпостом обороны...